Он перевозил солдат во время войны, колесил по бездорожью Советского Союза и стал символом свободы для тысяч байкеров.
Мотоцикл «Урал» – это не просто техника, а живая легенда с уникальной историей. Как немецкий BMW превратился в советский «Урал»? Почему его до сих пор любят? И можно ли купить новый «Урал» в 2024 году?
Рождение легенды: как СССР скопировал BMWИстория мотоцикла Урал начинается в предвоенные годы, когда Советский Союз осознал необходимость в надежном и проходимом мотоцикле для нужд армии и народного хозяйства. Выбор пал на немецкий мотоцикл BMW R71. После приобретения лицензии (по одной из версий, чертежи были нелегально вывезены из Германии, Швеции), начались работы по адаптации и производству мотоцикла в СССР.
1940 год. Красной Армии срочно нужен надежный тяжелый мотоцикл с коляской. Советские инженеры тайно закупают в Швеции пять
BMW R71.
Задание: создать точную копию, но без оригинальных чертежей!
Решение: каждый винт сняли на рентген, детали перерисовали вручную.
Результат: уже в
1941 году на Ирбитском мотоциклетном заводе (ИМЗ) выпустили
первый «М-72».
М-72, практически точная копия BMW R71, был выпущен в качестве армейского мотоцикла, зарекомендовавшего себя своей надежностью и проходимостью на фронтах Великой Отечественной Войны.
Чем «Урал» отличался от BMW?✔ Проще конструкция – дешевле в производстве.
✔ Выносливее – адаптирован к русским дорогам (вернее, к их отсутствию).
✔ Полный привод (на некоторых военных моделях) – коляска тоже ведущая!
«Урал» на войне и в мирное время.Фронтовые будни (1941–1945)- Разведка, связь, перевозка раненых.
- Немцы в шоке: «Откуда у русских наши мотоциклы?!»
- После войны десятки тысяч M-72 остались в войсках и народном хозяйстве.
Золотая эра (1950–1980-е)После войны мотоцикл Урал стал не только армейским транспортом, но и доступным средством передвижения для гражданского населения. ИМЗ наращивал производство, разрабатывал новые модели и улучшал технические характеристики.
М-61 (1956) – первый послевоенный «гражданский» Урал.
М-63 (1963) – 28 л.с., усиленная рама.
«Урал-ИМЗ-8.103» (1976) – электростартер (роскошь для СССР!).
Каждая новая модель получала улучшения в двигателе, подвеске, тормозной системе и эргономике.
Массовое производство: "Урал" стал одним из самых массовых мотоциклов в СССР, его можно было встретить в деревне, в городе, на рыбалке и в путешествии.
Мотоциклы Урал экспортировались во многие страны мира, особенно в страны третьего мира, где ценились за простоту конструкции, надежность и ремонтопригодность.
Почему его любили?- Заводился в -30°C («пинка ногой» хватало).
- Ремонтировался топором и палкой (шутка, но близко к истине).
- Коляска – сразу «семейный» транспорт.
Перестройка и развал Советского Союза привели к экономическому кризису, который сильно ударил по ИМЗ. Производство резко сократилось, и завод оказался на грани банкротства. Однако, благодаря усилиям руководства и команды инженеров, "Урал" выжил и даже смог найти свое место в новой экономической реальности.
Завод переориентировался на экспорт, в основном в США и Европу. "Урал" стал экзотическим мотоциклом, привлекающим внимание своим ретро-дизайном, брутальностью и уникальным опытом вождения с коляской.
"Урал" начал внедрять современные технологии, такие как инжекторные двигатели, дисковые тормоза и улучшенную подвеску.
Сегодня мотоцикл Урал – это не просто ретро-мотоцикл, это современный и надежный аппарат, способный конкурировать с другими производителями. Модельный ряд включает в себя классические модели с коляской, а также модели без коляски, предназначенные для одиночных поездок.
Современные модели (2024)🏍
«Урал Gear Up»Двигатель: 749 см³, 45 л.с
Особенности: лебедка, полный привод коляски, камуфляж.
Цена: от 1 200 000 руб.
«Урал CT»– туристический вариант для дорог.