Мотоцикл «Урал» – легенда советского и российского мотопрома

Мотоцикл «Урал»– это не просто техника, а один из символов Советского союза. Легендарный тяжелый байк с коляской, созданный для бездорожья и дальних поездок, остается востребованным и сегодня. В этой статье – история, модели, технические особенности и причины популярности «Урала».

Мотоцикл урал реставрация
История мотоцикла «Урал»

Он перевозил солдат во время войны, колесил по бездорожью Советского Союза и стал символом свободы для тысяч байкеров. Мотоцикл «Урал» – это не просто техника, а живая легенда с уникальной историей. Как немецкий BMW превратился в советский «Урал»? Почему его до сих пор любят? И можно ли купить новый «Урал» в 2024 году?

Рождение легенды: как СССР скопировал BMW

История мотоцикла Урал начинается в предвоенные годы, когда Советский Союз осознал необходимость в надежном и проходимом мотоцикле для нужд армии и народного хозяйства. Выбор пал на немецкий мотоцикл BMW R71. После приобретения лицензии (по одной из версий, чертежи были нелегально вывезены из Германии, Швеции), начались работы по адаптации и производству мотоцикла в СССР.
1940 год. Красной Армии срочно нужен надежный тяжелый мотоцикл с коляской. Советские инженеры тайно закупают в Швеции пять BMW R71.

Задание: создать точную копию, но без оригинальных чертежей!
Решение: каждый винт сняли на рентген, детали перерисовали вручную.
Результат: уже в 1941 году на Ирбитском мотоциклетном заводе (ИМЗ) выпустили первый «М-72».
М-72, практически точная копия BMW R71, был выпущен в качестве армейского мотоцикла, зарекомендовавшего себя своей надежностью и проходимостью на фронтах Великой Отечественной Войны.

Чем «Урал» отличался от BMW?
✔ Проще конструкция – дешевле в производстве.
✔ Выносливее – адаптирован к русским дорогам (вернее, к их отсутствию).
✔ Полный привод (на некоторых военных моделях) – коляска тоже ведущая!

«Урал» на войне и в мирное время.

Фронтовые будни (1941–1945)
  • Разведка, связь, перевозка раненых.
  • Немцы в шоке: «Откуда у русских наши мотоциклы?!»
  • После войны десятки тысяч M-72 остались в войсках и народном хозяйстве.

Золотая эра (1950–1980-е)

После войны мотоцикл Урал стал не только армейским транспортом, но и доступным средством передвижения для гражданского населения. ИМЗ наращивал производство, разрабатывал новые модели и улучшал технические характеристики.
М-61 (1956) – первый послевоенный «гражданский» Урал.
М-63 (1963) – 28 л.с., усиленная рама.
«Урал-ИМЗ-8.103» (1976) – электростартер (роскошь для СССР!).
Каждая новая модель получала улучшения в двигателе, подвеске, тормозной системе и эргономике.
Массовое производство: "Урал" стал одним из самых массовых мотоциклов в СССР, его можно было встретить в деревне, в городе, на рыбалке и в путешествии.
Мотоциклы Урал экспортировались во многие страны мира, особенно в страны третьего мира, где ценились за простоту конструкции, надежность и ремонтопригодность.

Почему его любили?
  • Заводился в -30°C («пинка ногой» хватало).
  • Ремонтировался топором и палкой (шутка, но близко к истине).
  • Коляска – сразу «семейный» транспорт.

Перестройка и развал Советского Союза привели к экономическому кризису, который сильно ударил по ИМЗ. Производство резко сократилось, и завод оказался на грани банкротства. Однако, благодаря усилиям руководства и команды инженеров, "Урал" выжил и даже смог найти свое место в новой экономической реальности.
Завод переориентировался на экспорт, в основном в США и Европу. "Урал" стал экзотическим мотоциклом, привлекающим внимание своим ретро-дизайном, брутальностью и уникальным опытом вождения с коляской.
"Урал" начал внедрять современные технологии, такие как инжекторные двигатели, дисковые тормоза и улучшенную подвеску.
Сегодня мотоцикл Урал – это не просто ретро-мотоцикл, это современный и надежный аппарат, способный конкурировать с другими производителями. Модельный ряд включает в себя классические модели с коляской, а также модели без коляски, предназначенные для одиночных поездок.

Современные модели (2024)
🏍 «Урал Gear Up»
Двигатель: 749 см³, 45 л.с
Особенности: лебедка, полный привод коляски, камуфляж.
Цена: от 1 200 000 руб.
«Урал CT»– туристический вариант для дорог.


    КОНТАКТЫ
    Если у вас есть старинный мотоцикл, который нуждается в восстановлении, обращайтесь к нам
    +7(931)002-41-02
    tntvintage@mail.ru
    Мастерская по реставрации мотоциклов
    г.Санкт-Петербург
    Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности


    Обращаем Ваше внимание на то, что данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях информационные материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями Статей 435 и 437 Гражданского кодекса РФ.

    Made on
    Tilda