Марка Jawa хорошо известна тем, кто родом из СССР и других стран Советского союза. Мотоциклы Jawa, узнаваемые и по сей день, стали классикой. Все началось еще до войны, в 20-х годах прошлого века в Чехословакии — стране, которой два десятка лет уже нет на карте мира. Мотоциклы Jawa 500 OHC — это легендарные модели чешского бренда, сочетающие инженерные инновации и гоночное наследие. Jawa 500 OHC поражает своим дизайном, качеством и вниманием к деталям, не уступая другим европейским производителям, таким как BMW.
. Истоки: прототипы и ранние разработки
В 1936 году инженеры Jawa создали экспериментальный оппозитный двигатель объемом 1000 куб.см мощностью 36 л.с., который предполагалось использовать в авиации. Однако из-за отсутствия подходящего применения он остался прототипом, но стал основой для будущих разработок. В 1950-х годах Jawa представила дорожную модель 500 OHC с четырехтактным двухцилиндровым двигателем воздушного охлаждения объемом 488 куб.см и мощностью 26 л.с. Этот мотоцикл разгонялся до 135 км/ч, а позже его скорость увеличили до 147 км/ч. Он стал символом послевоенного возрождения бренда и экспортировался в 120 стран.
Гоночные успехи и модификации
В 1956 году на базе дорожной модели Jawa 15 Roadster была создана мотокроссовая версия Jawa 500 OHC. Ее представлял чешский гонщик Яромир Чижек на международных соревнованиях. Мотоцикл оснащался усиленной рамой и доработанным двигателем, что позволяло ему конкурировать с лучшими европейскими аналогами.
В 1958 году Jawa 500 OHC доминировала в классе 250cc на чемпионате Европы, а ее инженерные решения легли в основу легендарного двигателя для модели Jawa 400 Banana 1964 года.
Эксперименты и ограниченные серии
В 1979–1984 годах Jawa выпустила экспериментальную модель Typ 824 с оппозитным двигателем 487 куб.см (32.6 л.с.), пятиступенчатой КПП и карданным приводом. Несмотря на инновации (например, электростартер), серийное производство так и не началось — было собрано всего 10 экземпляров.
Особенностью Typ 824 стала конструкция двигателя, вдохновленная ранними прототипами 1930-х. Мотоцикл развивал скорость до 155 км/ч, но из-за высокой стоимости и конкуренции с японскими брендами проект закрыли.
Наследие и влияние на современные модели
Дизайн и технические решения Jawa 500 OHC повлияли на современные ретро-модели бренда. Например, Jawa 350 OHC 2017 года унаследовала форму выхлопной системы и каплевидный бак от своих предшественников.
В 2023 году Jawa представила обновленную 350 Retro с элементами стиля 500 OHC, включая светодиодную оптику и ABS, сохранив приверженность классическому дизайну.
5. Культовый статус и коллекционная ценность
Мотоциклы Jawa 500 OHC, особенно редкие гоночные модификации и прототипы, сегодня высоко ценятся коллекционерами. Например, модель Typ 824 1979 года считается «уникумом» чешского мотопрома.
В СССР эти мотоциклы ассоциировались с престижем — их владельцы часто участвовали в туристических поездках и тюнинге, добавляя хромированные детали и спортивные элементы.
МотоЛенинград специализируется на восстановлении старинных мотоциклов в городе Санкт-Петербурге.
Если остались вопросы вы всегда их можете задать: по телефону +7(931)002-4102 Юрий Контакты